«Пожелтеет» ли лесная техника?
09.04.2024
Сегодня отечественный ЛПК не может похвастать изобилием лесозаготовительной техники: «своих» машиностроителей можно пересчитать по пальцам одной руки, а иностранным путь на российский рынок заказан. От харвестеров и форвардеров John Deere, Ponsse, Komatsu и Tigercat отказаться непросто, однако поддерживать их в работоспособном состоянии становится всё сложнее.
Китайские производители тоже не стали панацеей: как «Лесной комплекс» писал ранее, на сегодняшний день в Поднебесной практически отсутствует производство лесных машин. Пока китайские машиностроители предлагают российским лесопромышленникам переоборудованные гусеничные экскаваторы, однако предприимчивые соседи из Азии не намерены упускать столь прибыльную и перспективную нишу.
Эксперты, с которыми наша редакция обсудила ситуацию на рынке, сходятся во мнении, что перспективы у машиностроителей из Поднебесной на российском рынке есть. Уже в ближайшие годы можно ожидать «пожелтения» лесной техники и появления на делянках полноценных форвардеров и харвестеров с эмблемой «Made in China».
Того же мнения придерживается и Дмитрий Кондраков, руководитель отдела продаж компании «ААА Траксервис», официального дилера Man, Sitrak, Howo, Isuzu и бренда «Амбер».
— Что может предложить Китай нашим лесозаготовителям?
— Если говорить о технике Sinotruk, в РФ появляется всё больше сортиментовозов (лесовозов), которые подходят для эксплуатации в наших условиях.
— На что стоит обращать внимание при выборе техники в 2024 году, когда из-за санкций поддерживать импортные машины в рабочем состоянии становится всё сложнее и дороже?
— Безусловно, техника европейских производителей зарекомендовала себя за долгие годы использования в РФ, но в связи с санкциями поставки «оригинальных» запчастей ограничены, и это отрицательно сказывается на сроке и стоимости её эксплуатации.
Соответственно, новая техника из КНР имеет ряд преимуществ по сравнению с бэушной или новой, привезённой из Европы. Первое из них — это расширенная гарантия. Если говорить именно о б/у, стоимость владения европейской техникой старше трёх лет в несколько раз выше, чем у нового китайского грузового автомобиля с гарантией два года. Это прекрасно понимают лесозаготовительные компании, которые обновляют свой автопарк благодаря китайской технике. Плюсом также является развитая сеть партнёрских СТО даже в самых далёких регионах РФ, а постоянное наличие необходимых запчастей значительно сокращает сроки простоя техники в случае ремонта.
— Чем отличается подход к рынку китайских машиностроителей от европейских?
— Подход китайских производителей к поставкам техники меняется, становится всё более похож на европейский: регламентирование обслуживания на СТО, продление гарантии, обновление каталогов по подбору запчастей, порталы по гарантии и т. д. Недостатков становится меньше. Например, представители завода Sinotruk оперативно решают возникающие проблемы, много внимания уделяют обратной связи от дилеров.
— Каковы, по вашему мнению, перспективы рынка на 2024 и последующие годы?
— В любом случае рынок тяжёлых грузовых автомобилей будет расти, и доля поставляемой из КНР техники будет увеличиваться. Планы представителей компании Sinotruk по запуску производства в РФ являются прямым тому доказательством, при этом продолжится и активная конкуренция с отечественными производителями.
Если говорить про магистральные тягачи, согласно данным по постановке на учёт за 2021–2023 годы, было зарегистрировано 30 561 ед. техники Sitrak, за 2023-й — 20 149 ед. Конкуренция с отечественными производителями в первую очередь будет происходить в поле ценообразования. С расширением модельных рядов, появлением полноприводных тягачей, шасси в различных модификациях техника из КНР, определённо, потеснит КамАЗ с УралАЗом, и не только в сфере лесозаготовки и переработки древесины.
Материал с сайта — forestcomplex.ru/lesozagotovka/pozhelteet-li-lesnaya-tehnika